Делюсь опытом, как углубившись в историю жизни художника, сделала неожиданное открытие o “идеале” женственности. Это история о том как один холст, может поменять мировосприятие.
Эгон прожил — 28 лет. Рано потерял близких. Болезненно искал себя и свою идентичность. Такое ощущение, что если мы должны жить ровно, то его скрутило замысловатым изгибом. Смотреть красиво, а жить — больно.
Эгон родился 1890-1918 гг. в эпоху декаданса. В это время открытия Фрейда 1859 -1939гг., волнами будоражат Европу. Доктор Жан-Мартен Шарко, учитель Фрейда, любуется и эстетизирует своих больных истерией в венской клинике. Он выпускает альбомы с фотографиями истеричек с конвульсивными, гротескными, артистичными жестами. Эти фото становятся популярны, формируется культ истерии в театре, кино, живописи. Подробней об этом можно посмотреть в видео лекции Ирины Кулик «Эгон Шиле — Ханс Беллмер».
Так, родился новый образ женственности.
Женские героини вычурно и гротескно заламывают руки, рыдают, теряют сознание, бьются в истериках. Вот он — вид предельной женственности. Абсурд: психическое заболевание, связанное с неидеальной сексуальной жизнью — идеал женственности. И эти «эталоны» живы и по сегодня, только никто уже не помнит истоков, как всегда.
Шиле тоже очарован этими фото. Так, выразительные жесты ветвей в пейзажах, угловатые очерчивания мимики в портретах, выпирающая фактура материи, автопортреты в которых душа не помещается в тело — то, что поклонники Шиле любят — в том числе, дань истерии. Так же и Климт: теперь его чувственные, необычные позы обретают еще один слой понимания. Неожиданное открытия от увлечения живописью.
Многие из нас воспринимают истеричные формы, как знак женственности. И я в том числе. Но увидев, нельзя раз видеть. Ловлю в себе и в других эти проявления, и понимаю — это даже не мой выбор, а просто мода 20-тых. Да и не женственность вовсе.
Разлюбила ли после этого Шиле или Климта? Наоборот. Они же отразили свою эпоху, создав иконы искусства и чувственности. И теперь понимаю их еще больше.
Для понимании искусства, важен метаконтекст — это факт известный. Но вот, что разобравшись почему зацепила именно эта картина — можно лучше понять самого себя, измениться, развиться и полюбить искусство еще больше — идея для меня новая. Искусство развивает, если подойти к нему с рефлексией.
Изучать себя и меняться, через предметы искусства, которые цепляют — приятный эстетичный путь к трансформациям. Можно ничего не знать о искусстве, но, так или ин аче, у всех есть работы, авторы, которые цепляют.
Kate Oм
Комментарии